Характеристика образовательных программ по уровням обучения. 

Характеристика образовательных программ по уровням обучения. 

Начальное общее образование: обучение в 1-4-х классах осуществляется по ФГОС НОО на основе составленной основной образовательной программы.С учетом учебно — методического комплекта, используемый на уровне  начального образования: система начального образования  «Школа 2000…». С 2012-2013 г. реализацию ФГОС НОО осуществляли восемь классов  начального основногоуровня образования. Учитывая особенность уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

— с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

— с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

— с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

— с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

– с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества межличностными со взрослыми отношениями дружбы, и сверстниками, становлением общением основ и гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитывая возрастные особенности младших школьников центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словесно — логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково — символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

– развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно — познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

На начальном уровне образования  происходит формирование у младших школьников общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Основное общее образование: обучение в 5-9 классах реализуется на основе основной образовательной программы основного общего образования и рабочих программ по учебным предметам в соответствии ФГОС ООО. Общая цель обучения в 5-9х классах состоит в создании для учащихся условий овладения базовым уровнем знаний и способами практической деятельности, необходимыми для дальнейшего обучения в школе, средних специальных заведениях и трудовой деятельности.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных формируются и осваиваются обучающимися в ходе обучения, через  классы учебно-познавательных и учебно-практических задач,  особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Самоопределение ученика основной школы – это становление учебной самостоятельности, позитивного самоотношения и опыта конструктивных межличностных отношений, духовно-нравственных ценностных ориентаций, готовности к рефлексивному самоанализу.

Цель данного направления состоит в создании комплекса условия для целенаправленного содействия индивидуально-личностному развитию детей с разным уровнем образовательных потребностей и возможностей.

Определяется нормативный срок — 5 лет формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, который связан с двумя этапами возрастного развития.

Первый этап 5-7 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую.

 

В этот период происходит:

— овладение учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов;

— формирование новой внутренней позиции обучающегося — направленной на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества, к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

— формирование научного типа мышления ориентируемого  на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

— овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитие учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.

Второй этап 8-9 классы как этап самоопределения подростка через пробование себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа  рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможных видений в учебном предмете (предметах).

Важным в это момент становится общение и совместная деятельность со сверстниками, задаются важнейшие нормы социального поведения взрослого мира.

Связано с процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического». Формированием на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработкой принципов морального развития личности, сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью, изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмами и способами получения информации.

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

Среднее  общее образование: обучение в 10-11-х классах осуществляется по ФГОС СОО на основе составленной основной образовательной программы и рабочих программ по учебным предметам на базовом или углубленном уровне. Цель реализации СОО состоит в регламентации процессов, создания в рамках образовательного пространства ОУ оптимальных условий для достижения выпускником  среднего общего образования планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов, включая ценностно-целевые установки, , компетенции, личностные качества, определяемые личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего уровня образования, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.учебные предметы изучаются на базовом и профильном уровне. С учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15–18 лет:

  • с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
  • с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными;
  • с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
  • с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
  • с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; бóльшим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.

Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Учебный план рассчитан на удовлетворение образовательных запросов обучающихся  и закрепления у них положительной мотивации к обучению. Углубление может осуществляется за счёт: изучения  предметов, элективных курсов, предоставляемых ОУ, на основе этого выбор индивидуальной учебной траектории через индивидуальные учебные планы.